Утверждаю: директор ИОУ Бызовская НОШ ________________М.А.Калинина «___»___________2010г.
Положение о классном руководстве
I. Общие положения
В
период социально – экономических преобразований в нашей стране
воспитание детей и подростков приобретает особое значение для развития
общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение
социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и
методических основ организационной работы школы.
Классное руководство, как традиционное школьное явление, также подвергается переосмыслению.
Гуманно
– личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания,
открывает новые пути и способы формирования содержания воспитания.
В
числе первоначальных задач выдвигается формирование воспитательной
системы школы, которая включала бы в себя целостный
учебно-воспитательный процесс, интегрирующий обучение и воспитание.
Необходимо создание воспитательной системы нового типа, основанной на
глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на
основе этого изучения, направленной на развитие личности с учетом
интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с
учителями, с окружающим миром.
Воспитательные функции в школе призваны выполнять все педагогические работники.
Классный
руководитель – педагог – профессионал, духовный посредник между
обществом и ребенком в основании культуры, накопленной человечеством,
организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей
деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального
самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты
интересов детства.
II. Назначение и задачи классного руководителя
Основное
назначение классного руководителя обусловлено современной задачей,
которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого
ребенка, хранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных
талантов.
Создание
психолого – педагогических условий для своевременного выявления и
оптимального развития задатков и способностей детей (условия
защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
Основные задачи классного руководителя:
· Организация
разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности
воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни, знаний,
умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в
настоящей и будущей взрослой жизни.
· Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном обществе.
· Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
· Коррекция
индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и
полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию –
совместно с семьей.
Основные направления, виды и формы деятельности
Классный руководитель:
1.Содействует
созданию благоприятных психолого – педагогических условий для
индивидуального развития личности ребенка. Для этого:
· Изучает
особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие,
жизненные проблемы, отражая все данные в психико – педагогическом
дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его
знать;
· Изучает
склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его
самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти
дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и
другое);
· Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения;
· В
индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает
детей (в особенности с «трудными» поведение) к самоанализу, помогает им
понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:
· Помогает
в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических
вечеров, трудовых акций и т.д. с целью гуманизации межличностных
отношений;
· Участвует
с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных
переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и
взаимопомощи;
· Развивает
и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации,
развития умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где
необходимо – идти на компромисс;
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
· Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей;
· Поощряет
и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным
учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;
· Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков;
· Содействует
получению дополнительного образования (развития) воспитанников через
систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых
объединений, существующих в школе или по месту жительства.
4. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе.
5.Организует
питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия родителей для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и
информирует о ней родителей и администрацию школы.
6.Принимает
необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья
воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает
администрации и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную
опасность для воспитанников.
7.
Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и
методических совещаний, Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений;
8. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
III. Функции и содержание работы классного руководства
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Аналитическая, которая диктует следующие содержания работы:
1.1.Изучение индивидуальности учащегося.
1.2.Анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности.
1.3.Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка.
1.4.Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.
1.5.Изучение уровня удовлетворенности коллектива, учащихся и родителей организацией воспитательного пространства в школе.
2.Организационно – координирующая, диктующая следующее содержание работы:
2.1.Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
2.2.Установление связи школы и семьи.
2.3.Работа с малым педколлективом.
2.4.Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности.
3.Коммуникативная, обязывающая классного руководителя:
3.1.Регулировать межличностные отношения между детьми.
3.2.Устанавливать
оптимальные взаимоотношения учитель – ученик, содействовать общему
благоприятному психологическому климату в коллективе.
3.3.Помогать ученикам устанавливать отношения с социумом.
4. Воспитательная.
5.Проектирующая.
6.Развивающая.
7.Оценивающая.
8.Охранно-защитная.
9.Корректирующая.
10.Методическая.
IV. Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы.
Приоритетными для современных школьников являются следующие формы работы
1. Дискуссионные;
2. Игровые;
3.Состязательные;
4.Творческий труд;
5. Художественное творчество;
6. Ролевой тренинг;
7. Психологические;
8. И другие, позволяющие ребенку успешно познавать самого себя.
Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Работу
воспитателя может облегчить специальная карточка так называемых
воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере
накопления опыта.
V. Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
1.Получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей.
2.Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
3.Контролировать успеваемость каждого ученика.
4.Координировать
работу учителей – предметников, оказывающих воспитательное влияние на
его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых
педсоветов и других форм коррекции.
5.Выносить на рассмотрение администрации и Совета школы согласованные с классным коллективом предложения.
6.Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся.
7.Оказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
8.Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми.
9.Выбирать
формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки
педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных
формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку.
10.Апеллировать
к Совету школы в случае несогласия с оценками администрации состояния
воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня
нравственного воспитания учащихся.
11.Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы.
12.Выступать
с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности
школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
13.Создавать
собственные воспитательные программы, работать над созданием
воспитательной системы, творчески применять новые методы, формы и приемы
воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
14.Защищать
собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и
защиты, при невозможности, в использованных органах власти.
Классный руководитель обязан:
1.Организовать воспитательный процесс в классе.
2.Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива.
3.Фиксировать
психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать
об этом родителей и администрацию и находить активные способы
педагогической коррекции.
4.Оказывать помощь ученику в решении его острых проблем.
5.Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы:
5.1.Психолого-педагогические карты на «трудных учащихся»;
5.2.Классный журнал;
5.3.План воспитательной работы;
5.4.Психолого-педагогический дневник;
5.5.Программу воспитательной деятельности и др.
6.Изучать
семейные и бытовые условия воспитанников, поддерживая тесный контакт с
родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании
ребёнка.
Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать достоинство воспитанника.
2.Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребёнка и его родителей (законных представителей).
4.Дискредитировать в глазах ребёнка его семью, родителей родственников.
Классный руководитель должен уметь:
1.Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
2.Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
3.Составить план воспитательной работы в классе, разработать программу воспитательной деятельности.
4.Организовать
классную деятельность, взаимодействия воспитанников; провести
воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход и т.п.
5.Анализировать собственную деятельность и её результат.
6.Организовать и провести родительское собрание и другую работу с родителями.
7.Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
VI. Классный руководитель должен знать:
1.Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;
2.Школьную гигиену;
3.Педагогическую этику;
4.Теорию и методику воспитательной работы;
5.Основы трудового законодательства;
6.Нормативно – правовые акты Министерства образования и науки РФ.
VII.В своей работе классный руководитель должен руководствоваться
Законодательными
актами РФ, нормативными правовыми документами Министерства образования и
науки РФ и Департамента образования и науки Тюменской области.
1.Национальная доктрина образования в РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями).
3.Федеральный
закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ (с изменениями).
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124 (с изменениями).
5.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями) (ст. 121,122,123). |