Как устранить конфликты между детьми
Правило 1. Вместо того чтобы стараться не замечать
негативные чувства ребенка по отношение к брату или сестре, осознайте их
сами и помогите осознать ребенку. Назовите предполагаемое вами чувство
ребенка, покажите, что вы его понимаете. Осознавание чувств, называние
их целительно для детей, и для родителей. Можно сделать и больше. Если
вы назовете вслух не осуществляемые желания ребенка (из-за чего и
возникает нелюбовь к «сопернику» – помехе для желаний), да еще и
выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное облегчение. Это
может помочь ребенку понять, что именно его тревожит и огорчает: не
появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувство
защищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной,
абсолютной любви к нему.
Когда от детей требует хороших чувств по отношению друг к другу, у
них лишь усиливается отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку
испытывать негативные чувства – выслушиваете его спокойно, показываете,
что понимаете его чувства, это приведет к появлению позитивных чувств.
Правило 2. Постарайтесь помочь детям найти
безопасный и безвредный выход для их негативных чувств: приучайте их
выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо,
стихи и т. п.). А не в ругани или драках. Этому именно и надо научить
ребенка: осознавать свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно
выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать.
Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его перед выбором
пути выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной
ситуации. Этот навык – не мгновенная реакция крика или драки, а поиск
конструктивного способа справится с проблемой – поможет ему и в будущем.
Правило 3. Вмешиваясь в драки, прекращайте их
немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто
обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите
веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не
приучайте детей к тому, что их спор решают родители, поощряйте их
самостоятельное решение.
Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и
подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, или
переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь
вам.
Правило 4. Стараясь не требовать от детей любви для её проявления и развития. Ваша постоянная модель поведения перед глазами ребенка.
Правило 5. Отнеситесь к негативным чувствам ребенка
как к естественным чувствам, а не как зловещим признакам того, что
ребенок зол, завистлив, плохой. Важно понять: ребенок не виновен в
своем неприятии, ревность, в своих чувствах.