МОУ Бызовская начальная
общеобразовательная школа
Суббота, 04.05.2024, 11:46

Приветствую Вас Гость | RSS


Главная | Примеры упражнений по русскому языку в 4 классе | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Примеры упражнений по русскому языку для 4 класса в рамках реализации компетентностного подхода

Раздел: Однородные члены предложения

Упражнение 1. Даны пронумерованные предложения с однородными членами, например:

1. Обезьяна увидела на пальме спелые и сочные орехи. 2. Обезьяна залезла на дерево и стала сбрасывать орехи на землю. 3. Орехи падали вниз, но не разбивались. 4. Обезьяна пробовала разные способы расколоть орехи, но орехи оставались целыми. 5. Тогда обезьяна положила орех на камень и постучала по нему другим камнем. 6. Орех треснул и раскололся. 7. Обезьяна полакомилась его мягким, сладким ядром.

Эти предложения предлагаются детям не по порядку, как здесь, а вразбивку. Можно предложить записать эти предложения в логической последовательности. При выполнении такой работы можно составить логическую цепочку происходящего в качестве зрительной опоры и для формирования умения выделять главное, находить причинно-следственные связи, например:

увидела орехи® сбросила ®не разбивались®постучала камнем®раскололся®полакомилась

Также можно попытаться заменить синонимами слова: обезьяна, орех.

Во многих предложениях присутствуют однородные члены, которые можно выделить разными способами:

1.     Заполнив таблицу, например:

№ предложения

Однородные члены предложения

Подлежащие

Сказуемые

Второстепенные члены предложения

Дополнения

Определения

Обстоятельства

1.

 

 

+

 

 

2.

 

+

 

 

 

3.

 

+

 

 

 

4.

-

-

-

-

-

 

И т.д.

 

 

 

 

 Можно предложить другой языковой материал, в котором будут присутствовать все конструкции с второстепенными членами предложения.

2.     Составив предложения с такими же видами однородных членов предложения.

3.     Выбрать из текста предложения с одинаковыми однородными членами, например, со сказуемыми, или с определениями.

Упражнение 2. Написать предложения, отражая последовательность событий, избегая повторения одних и тех же слов. Найти однородные члены, объяснить, почему между ними не ставятся запятые.

Рыба испугалась и уплыла. В море появилась лодка.

По дорожкам и тропинкам побежали веселые ручьи. Солнце согрело землю.

Паук-рыбоед плетет сеть и погружает ее в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки.

Из винограда получается изюм. Виноград очищается и сушится.

Упражнение 3. В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Нужно определить, в какой роли выступает каждое предложение, и написать их в смысловом порядке: причина – следствие. Необходимо заменить одинаковые слова близкими по смыслу. Также можно выделить, например, подчеркиванием, однородные члены предложения. Здесь имеет место и орфографическая работа.

Птенцы певчих и хищных птиц долго сидят в гнезде. Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые.

Многие животные строят себе жилища. В своих жилищах животные согреваются и укрываются от опасности.

Даже голодные снегири всегда уступают самкам лучшие гроздья рябины и крупные почки деревьев. Снегири – рыцари.

Образец: Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые. Они долго сидят в гнезде.

Упражнение 4. Даны предложения с однородными членами (любые). Надо выделить однородные члены, например, составив таблицу, как в упр. 1. Также к каждому данному предложению необходимо составить предыдущее и последующее на основе неких причинно-следственных или хронологических связей.

Упражнение 5. Предлагается сгруппировать пословицы и поговорки по смыслу. Затем – из каждой пары выделить и написать пословицу или поговорку с однородными членами.

Добро не горит и в воде не тонет.

Без труда нет плода.

Наш сокол маленький, но удаленький.

Терпенье и труд все перетрут.

Из малого выходит великое.

Не устоять худу против добра.

Можно также предложить объединить слова пословиц по орфограммам.

Упражнение 6. Прочитайте текст, попробуйте выделить главное и оформить это в виде схемы:

Составьте и введите в текст предложение, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения.

Гнезда

Гнезда лепят (,-) пл…тут (,-) складывают. (У) гр(а,о)чей (,-) и в(а,о)рон гнезда сложены               (из) суч(ь,-)ков. (У) ремеза гнездо слеплено (из) мха и паутины.  С(е,и)ницы, дятлы прячут св(а,о)и гнезда (в) дупле. Ч(а,я)ще всего птич(ь,-)е гнездо похоже (на) ч(а,я)йную ч(а,я)шечку. Оно сплетено (из) веточек (,-) внутри выстлано пухом (,-) пер(ь,-)ями (,-) и шерст(ь,-)ю. Каждую в(и,е)сну большинство птиц в(ь,-)ют гнездо заново.

Справка: Гнездо – это место для житья, кладки яиц и выведения детенышей у насекомых, птиц и других животных.

Упражнение 7. Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Дождь».

По  небу голубому

Проехал грохот грома

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям

По всем железным крышам

По цветникам скамейкам

По ведрам и по лейкам

веселый дождь стучит.

 

Сколько групп однородных членов встретилось вам в стихотворении? Выпишите группы однородных членов предложения, поставив к ним вопрос. Расставьте недостающие знаки препинания.

С какой целью поэт употребляет во втором предложении такое большое количество однородных членов?

Найдите примеры из литературы, где также встречаются предложения с однородными членами. Определите, какие члены предложения являются однородными.

 

Имя существительное

Изменение имен существительных по падежам

 

 Упражнение 1. Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

 

И. п.                кому?           отцу           чему?         дружбе

Р. п.                 о ком?         об отце     о чем?        о дружбе

Д. п.                 кем?            отцом        чем?           дружбой

В. п.                  кого?           отца           что?            дружбу

Т. п.                  кто?             отец            что?           дружба

П. п.                 кого?           отца            чего?         дружбы

 

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и минеральные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

 

Упражнение 3. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Объедините пословицы в группы в зависимости от того, в каком падеже находится слово «друг».

 

Друг познается в несчастье.

Без беды друга не узнаешь.

Пьешь у друга воду слаще меда.

Старый друг лучше новых двух.

Друг дороже денег.

Сам погибай, а друга выручай.

 

Упражнение 4.  Прочитайте предложения. Напишите их в определенном порядке, ориентируясь на таблицу:

 

№ предложения

Существительное соль

И. п.

Р. п.

В. п.

Т. п.

1.

 

 

 

+

2.

 

 

+

 

3.

+

 

 

 

4.

 

+

 

 

 

Соль используется при приготовлении пищи, при производстве мыла, красок, клея, ракетного горючего, взрывчатых веществ.

Различные стороны жизни и деятельности человека связаны с солью.

Производство бумаги, каучука, удобрений, ядохимикатов предусматривает применение соли.

Человек добывает соль из соляных озер, морской воды и соляных копей.

Дополните получившийся текст своими предложениями, из которых можно узнать что-нибудь новое о соли. Определите падеж существительного «соль» в вашем предложении (или – в ваших предложениях).

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz