Утверждаю:
директор ИОУ Бызовская НОШ
________________М.А.Калинина
«___»___________2010г.
Положение о классном руководстве
I. Общие положения
В период социально – экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы школы.
Классное руководство, как традиционное школьное явление, также подвергается переосмыслению.
Гуманно – личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, открывает новые пути и способы формирования содержания воспитания.
В числе первоначальных задач выдвигается формирование воспитательной системы школы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий обучение и воспитание. Необходимо создание воспитательной системы нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленной на развитие личности с учетом интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителями, с окружающим миром.
Воспитательные функции в школе призваны выполнять все педагогические работники.
Классный руководитель – педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в основании культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
II. Назначение и задачи классного руководителя
Основное назначение классного руководителя обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, хранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Создание психолого – педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
Основные задачи классного руководителя:
· Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни, знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
· Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном обществе.
· Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
· Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию – совместно с семьей.
Основные направления, виды и формы деятельности
Классный руководитель:
1.Содействует созданию благоприятных психолого – педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для этого:
· Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психико – педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать;
· Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и другое);
· Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения;
· В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудными» поведение) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:
· Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью гуманизации межличностных отношений;
· Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
· Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развития умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс;
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
· Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей;
· Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;
· Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков;
· Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства.
4. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе.
5.Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия родителей для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей и администрацию школы.
6.Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
7. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний, Совета профилактики безнадзорности и правонарушений;
8. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
III. Функции и содержание работы классного руководства
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Аналитическая, которая диктует следующие содержания работы:
1.1.Изучение индивидуальности учащегося.
1.2.Анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности.
1.3.Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка.
1.4.Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.
1.5.Изучение уровня удовлетворенности коллектива, учащихся и родителей организацией воспитательного пространства в школе.
2.Организационно – координирующая, диктующая следующее содержание работы:
2.1.Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
2.2.Установление связи школы и семьи.
2.3.Работа с малым педколлективом.
2.4.Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности.
3.Коммуникативная, обязывающая классного руководителя:
3.1.Регулировать межличностные отношения между детьми.
3.2.Устанавливать оптимальные взаимоотношения учитель – ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе.
3.3.Помогать ученикам устанавливать отношения с социумом.
4. Воспитательная.
5.Проектирующая.
6.Развивающая.
7.Оценивающая.
8.Охранно-защитная.
9.Корректирующая.
10.Методическая.
IV. Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы.
Приоритетными для современных школьников являются следующие формы работы
1. Дискуссионные;
2. Игровые;
3.Состязательные;
4.Творческий труд;
5. Художественное творчество;
6. Ролевой тренинг;
7. Психологические;
8. И другие, позволяющие ребенку успешно познавать самого себя.
Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Работу воспитателя может облегчить специальная карточка так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта.
V. Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
1.Получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей.
2.Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
3.Контролировать успеваемость каждого ученика.
4.Координировать работу учителей – предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.
5.Выносить на рассмотрение администрации и Совета школы согласованные с классным коллективом предложения.
6.Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся.
7.Оказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
8.Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми.
9.Выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
10.Апеллировать к Совету школы в случае несогласия с оценками администрации состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня нравственного воспитания учащихся.
11.Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы.
12.Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
13.Создавать собственные воспитательные программы, работать над созданием воспитательной системы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
14.Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности, в использованных органах власти.
Классный руководитель обязан:
1.Организовать воспитательный процесс в классе.
2.Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива.
3.Фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом родителей и администрацию и находить активные способы педагогической коррекции.
4.Оказывать помощь ученику в решении его острых проблем.
5.Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы:
5.1.Психолого-педагогические карты на «трудных учащихся»;
5.2.Классный журнал;
5.3.План воспитательной работы;
5.4.Психолого-педагогический дневник;
5.5.Программу воспитательной деятельности и др.
6.Изучать семейные и бытовые условия воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребёнка.
Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать достоинство воспитанника.
2.Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребёнка и его родителей (законных представителей).
4.Дискредитировать в глазах ребёнка его семью, родителей родственников.
Классный руководитель должен уметь:
1.Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
2.Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
3.Составить план воспитательной работы в классе, разработать программу воспитательной деятельности.
4.Организовать классную деятельность, взаимодействия воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход и т.п.
5.Анализировать собственную деятельность и её результат.
6.Организовать и провести родительское собрание и другую работу с родителями.
7.Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
VI. Классный руководитель должен знать:
1.Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;
2.Школьную гигиену;
3.Педагогическую этику;
4.Теорию и методику воспитательной работы;
5.Основы трудового законодательства;
6.Нормативно – правовые акты Министерства образования и науки РФ.
VII.В своей работе классный руководитель должен руководствоваться
Законодательными актами РФ, нормативными правовыми документами Министерства образования и науки РФ и Департамента образования и науки Тюменской области.
1.Национальная доктрина образования в РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями).
3.Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ (с изменениями).
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124 (с изменениями).
5.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями) (ст. 121,122,123).